Milknews: обзор молочной промышленности в 2019 году

Milknews: обзор молочной промышленности в 2019 году

Российские производители молочной продукции, не использующие заменители молочного жира, могут гордиться своей работой за год. В 2019 году потребители – как частные, так и в секторе B2B – стали покупать меньше сырных продуктов, маргаринов и спредов, выбрав вместо них продукты БЗМЖ. Однако, по данным АЦ Milknews и Союзмолоко, увеличить рост потребления молока не даёт стагнация реальных доходов населения. Milknews
проанализировал аналитические отчёты и отметил самое важное, что касается потребления молока, его производства и международной торговли в 2019 году.



       В 2019 году сохранилась тенденция к росту производства товарного молока. По предварительным данным, в России в уходящем году было произведено 22,1 млн т молока, 16 млн из которых пришлись на СХО. Драйвером роста в 2019 году стал активизировавшийся спрос на сырое молоко.



       Цены с начала лета ежемесячно обновляют исторические максимумы 2017 года. Поддержку ценам оказывает нормализация запасов молочной продукции, а также повышенный спрос на молочный жир. Поддержку ценам также оказывает значительный рост себестоимости производства сырого молока. Влияние сезонного фактора в 2019 г. проявлялось достаточно слабо.





       Поголовье коров к октябрю составило 7,99 млн голов, увеличившись в среднем на 0,1% по стране и на 4,1% в К(Ф)Х и ИП. При этом отмечается, что в 2019 году снизилось поголовье скота в СХО (на 0,7%) и в частном секторе (на 0,6%).




         Производители сырья увеличивают объёмы производства не только экстенсивным методом, но и интенсивным. Надой на голову КРС в сельскохозяйственных организациях вырос на 6% в период с января по октябрь 2019 года, до 5 780 кг молока на одну корову.

6. Главный фактор в потреблении молочной продукции – стагнация доходов населения

        В 2019 году в России сократилось потребление молочных продуктов. По данным отчета, среднедушевой показатель сократился на 0,4%, до 229 кг молочного эквивалента в год, а общие объемы потребления - на 0,5%, до 33,6 млн тонн (27,6 млн тонн приходятся на товарную категорию).
       Причина в сокращении реальных доходов населения. В то время, как Росстат предварительно заявляет о росте на 0,2% по итогам 9 месяцев 2019 года (по сравнению с аналогичным периодом 2018 года), Минэкономразвития РФ прогнозирует рост доходов за полный год в 0,1%.



7. Производство традиционной молочки падает, а молокоемких и биржевых категорий растет

        В числе категорий молочной продукции, по которым наметился отметился рост: сухое обезжиренное молоко (+20%), питьевые сливки и сыворотка (+10%), йогурты и детское питание (+4%). При этом возросшая потребность в сырье со стороны производителей молокоёмкой продукции привела к спаду производства цельномолочной продукции на 3%.



8. Потребители начали предпочитать сыры сырным продуктам

        Меры по борьбе с фальсификатом, предпринятые в 2019 году, привели к повышению спроса на молочный жир и сухое молоко и снижению спроса  на продукты СЗМЖ. К изменениям потребительских предпочтений привели не только регуляторные изменения, но и тренд на здоровое питание, отказ от молочных и сырных продуктов.
      Спрос на натуральные сыры вырос на 6%, а на сырные продукты - упал на 6,2%. Следовательно, в январе-октябре 2019 года производство сыров выросло на 10%, а сырных продуктов - сократилось на 10%.






        2018 год был отмечен наименьшим объёмом импорта молочной продукции за последние 14 лет – в страну было ввезено 6,5 млн т молочного эквивалента (МЭ). Если сравнивать первые 10 месяцев 2018 и 2019 года, то можно отметить рост объемов импорта на 14%. Согласно прогнозам, годовой объём импорта в перерасчёте на МЭ вырастет на 10% и составит 7,0 - 7,1 млн т.

       Спрос на молочные жиры привел и к изменениям импортного ландшафта. По предварительным итогам первых 10 месяцев, объём поставок мороженого (13,7 тысяч тонн) и кисломолочной продукции (107,4 тысяч тонн) в 2019 году побил исторический рекорд. Импорт сухого цельного молока вырос на 89%, йогуртов - на 34%, сливочного масла и сыворотки - на 31 и 20 процентов соответственно.



       Аналогично импорту, в 2019 году увеличились и объёмы российского экспорта. С января по октябрь Россия поставила молочных продуктов в зарубежные страны на 263,9 млн долларов и 541,7 тыс. т. МЭ, что на 4% больше аналогичного периода 2018 года. Традиционно основными покупателями российской продукции выступают страны СНГ - на них приходится около 90% поставок.
       За первые 10 месяцев 2019 года больше всего выросли отгрузки сырных продуктов и сыров - на 22% и 17% соответственно. Ключевыми покупателями данных видов продукции стали страны Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) и Украина. При этом на объём поставок питьевого молока и сливок сократился на четверть, а масла и сыворотки - на 16 и 19%.

Источник: Milknews